Егорова Ирина Ивановна

Экологическое воспитание

 Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

  Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).

По итогам проделанной работы, представляется возможным сделать следующие выводы. Педагогический эксперимент, проведенный нами, проходил в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня экологических знаний старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня экологического образования в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических представлений дошкольников экспериментальной группы и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент. Была прослежена динамика изменения уровня сформи­рованности экологических представлений в процессе проведенного исследования. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизи­тельно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разрабо­танной нами методики опытной работы. Экспериментальная груп­па улучшила свои результаты. Высокий уровень развития возрос с 10% до 40%, также возросли показатели среднего уровня – с 40% до 60%, а низкого уровня не стало вообще.

В процессе работы были замечены такие изменения:

– дети заметно расширили свои экологические представления, свое умение устанавливать причинно-следственные связи;

– возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

– появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохране­ние ценностей природного мира.

Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития мето­дики по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста при помощи опыта, переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного воз­раста в конкретных условиях детского учреждения.

Экологические представления в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования раз­ных видов деятельности, в том числе опытной работы:

– во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможно­стями материале;

– во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспи­тательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры);

– в-третьих, активного включения детей;

– в-четвертых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании.

Исходя из анализа выполненной нами  работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что формирование экологических знаний у старших дошкольников будет эффективным, в условиях включения детей в эксперимент, нашла свое подтверждение.

Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в МАДОУ «Малыш» и в повседневной жизни достаточно эффективен.

4 апреля 2017 в 15:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.