Егорова Ирина Ивановна

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.                              

                                                            В. А. Сухомлинский

Каждый строитель, каждый творец знает тот особенный, прекрасный миг в работе, когда однажды из нагромождения досок, камня - из всего рабочего, привычного вдруг проступает четкий контур выросшей громады - всегда немного неожиданный и непохожий на тот, который много раз рисовало воображение, но уже, близкий, реальный совершенный.

«Строительный материал», над которым работают,  воспитатели, - это маленькие, восприимчивые, жаждущие умы ребят.

Каждый ребенок индивидуален, не повторим и по-своему уникален. Одна из главных задача воспитателя - развивать его способности, совершенствовать природные качества, но при этом сохранять его индивидуальность.

Чтобы быть воспитателем – нужно иметь призвание и ответственность. Будучи в подростковом возрасте, мне нравилось собирать вокруг себя детей младшего возраста.

Рассказывать им о растениях, о пролетающих птицах, о животных. Вместе с ними рассматривать листочки,  облетевшие с деревьев,  наблюдать за неповторимым окрасом бабочек, за игрой насекомых, садить маленькие деревца. Рисовать вместе с ними времена года - при этом рассказывая ребятам про цветовую гамму. Наблюдая за ними,  замечала в их глазках большое любопытство, неподдельный интерес ко всему новому, любознательность, ранее не известному.

Я очень люблю детей, всегда наблюдаю за искорками в их глазах, когда они узнают что - то  новое и радуются пока своим маленьким, но уже большим победам. Дети должны идти в детский сад с большим желанием. Для этого воспитатель должен создать развивающую предметно - пространственную среду в группе, на участке, которая должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых по средствам игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех участников образовательного процесса.

Мои ребята как «разноцветная  лужайка», все красивые, умные, добрые, талантливые, открытые, но ни один ребенок не похож на другого. Юра - озорной, звонкий, на месте не посидит - словно колокольчик. А вот Миша - ласковая, спокойная, рассудительная - похожа на ромашку. Лена - девочка яркая,  шумная, неугомонная, любит привлечь к себе внимание - словно алая роза.

И я понимаю, что мне так комфортно на этой нежной родной «лужайке». Я словно пчелка должна трудиться, спешить на помощь в трудную минуту, поддержать, успокоить, научить. Я должна много думать, искать и находить разные методы и приемы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребенка. Стараюсь научить детей быть уверенными в своих силах, самостоятельными, открытыми внешнему миру, инициативными, обладающими чувством собственного достоинства. Чтобы мои «маленькие цветочки» выросли красивыми цветами радующими себя и мир вокруг.

Свой воспитательно-образовательный процесс с детьми строю на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. И. Вераксы.  Основная задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей. Развитие качеств должно происходить в естественных для ребёнка видах деятельности: игре, общении с взрослыми и сверстниками, труде.  К старшему возрасту у детей развиваются: творческое воображение, самоконтроль, способность к логическому мышлению, что составляет в дальнейшем базу для начального обучения.

Для  развития личности ребенка в своей профессиональной деятельности мною созданы необходимые условия предметно- пространственной развивающей среды своей группы, для обеспечения образовательного процесса; использую современные развивающие технологии;

Стараюсь дать возможность детям реализовывать свои потребности во всех видах деятельности: образовательной, коммуникативной, игровой, трудовой, спортивной и музыкальной; обеспечить физическое и психическое здоровье детей;

Постоянно веду работу совместно с родителями на непосредственной образовательной деятельности, а также на различных мероприятиях.

В работе пользуюсь основными нормативными документами, определяющими правовое содержание работы с детьми и их родителями:

· Декларация прав ребенка.

· Конвенция ООН о правах ребенка.

· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

· Семейный кодекс РФ.

· Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

· Закон «Об образовании».

· Приказ №1155 от 17.20.2013г. ФГОС.

· Устав дошкольного образовательного учреждения. МАДОУ Детский с ад «Малыш» с. Творогово.

Воспитание - это очень ответственное дело. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности человека, происходят значительные перемены в области психологии и физиологии растущего малыша.  Поэтому с помощью родителей и воспитателя - эти перемены должны быть полезны малышу.

Я считаю для того, чтобы ребенку было комфортно пребывать в детском саду, необходимо создать условия очень приближенные к домашним. Спокойная, ласковое слово, релаксирующая музыка, здоровая обстановка, добрый взгляд помогают детям чувствовать себя расслабленными. А значит, детям легче открыться себя друг другу и взрослым.  

Для эффективной реализации цели и задач воспитания и обучения воспитанников я разработала рабочую программу для своей возрастной группы на основе программы « От рождения до школы» (Под редакцией Н. И. Вераксы). Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому развитию, речевому развитию и художественно – эстетическому развитию, социально – коммуникативному развитию, познавательному развитию, В данной программе отражен режим дня детей моей возрастной группы, организация двигательного режима, система мониторинга развития детей.

Также помимо основной образовательной программы использую парциальные программы: «Развитие речи в детском саду». /Гербова В. В.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий».  /Под ред. О.С. Ушаковой.- М.: ТЦ Сфера, 2004. «Ребенок и окружающий мир». /Дыбина О. Б.-М.: Мозаика-Синтез, 2010. «Математические ступеньки». /Колесникова Е.В.- М.: Сфера, 2002.«Изобразительная деятельность в детском саду».- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

В свое работе я использую элементы  таких  педагогических технологии как:

- Игровые технология;

- ТРИЗ;

-Технология проектной деятельности;

- Технология исследовательской деятельности;

-Информационно- коммуникативная технология.

С введением ФГОС ДО в своей работе особенно актуально использование деятельностного подхода, теории развивающего обучения, так как они определяют содержание работы ДОУ в совокупности всех образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.  Поэтому в работе с детьми я использую деятельностный подход. Здесь ребенок выступает как субъект, способный выбирать, оценивать те виды деятельности, которые помогают ему само реализоваться.

Важную роль в своей деятельности отвожу организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды. В своей работе я выделила принципы организации уголка в соответствии с требованиями ФГОС:

- доступность;

- безопасность;

- трансформируемость;

- поли функциональность;

- креативность.

Распланировав, таким образом, группу у детей появляется возможность объединяться в подгруппы по интересу, играть по понравившейся им ситуации. Однако   следует отметить, что развивающую среду следует периодически менять, пополнять новыми игрушками, инвентарем, оборудованием. Это приносит ребенку больший интерес в занятии игровой, познавательной и исследовательской деятельности в течении дня.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности созданы все необходимые условия.

Вся организация образовательного процесса строится из комплексно – тематического планирования с учетом ведущей игровой деятельности, с учётом требований СанПиН.

У детей стараюсь развивать все психические процессы- память, внимание, мышление, восприятие через: непосредственно-образовательную деятельность, индивидуальную и совместную работы. Развивается фантазия, логическое мышление, творческие способности, интерес, самостоятельность с помощью рисования, лепки, конструировании, математике, окружающего  мира и т.д.

В работе с детьми использую опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания, интегрированные и  комплексные занятия, а также разнообразные приемы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты. На мой взгляд важным условием повышения эффективности образовательного процесса считаю развитие активности дошкольников.

Для детей в своей работе создаю такие ситуации, которые вызывают у детей чувство успеха, радости за свои достижения и достижения других. Поощряю за отличные успехи и приободряю тех, кто чуть отстает. Оцениваю ребенка относительно его индивидуального развития, с учетом его возможностей на данный момент. Потому что для развития ребенка должна быть создана позитивная среда «Гусеница Успеха»

В свободное от занятий  время детям предлагаю книги и энциклопедии различных направлений.

Создаю благоприятный психологический микроклимат в группе. По желанию детей звучит релаксирующую музыку. При возникновении конфликтов между детьми использую такие методы как: игровая ситуация, релаксация, тактильные и словесные приемы.

Игра- основной вид деятельности ребёнка. Поэтому образовательную деятельность с детьми осуществляю через игру. Для этого я использую разные виды игр. Игра дает детям возможности воспитания и развития нравственных качеств, умения играть вместе, сообща, разумно разрешать проблемы в игровых ситуациях.  Игровая сфера включает все разнообразие игр: предметные, творческие игры, подвижные игры, режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры с правилами, дидактические игры. Народные игры я  использую при проведении праздников, досугов. Они являются частью общей культуры народа, воспитания и образования.  В играх можно осуществлять соединение народных игр с современными атрибутами, содержанием действительности. Я считаю, что игра - это  не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта ребенка.

Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, субъект–субъектные отношения. Создаю  игровые ситуации, экспериментально-исследовательской и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребёнок ярко проявляет себя, открывает либо улучшить свои качества и знания. Общение с ребенком основано на сотрудничестве. Требовательность к детям основывается на доверии. Стараюсь увидеть и раскрыть в ребенке его лучшие качества, особенности, уникальность; создаю для детей ситуацию успеха, что помогает им само реализовываться. Прививаю детям чувство ласки, доброты, вежливости, внимательности, дружелюбия по отношению друг -друга и окружающих.

Для всестороннего развития детей использую в своей работе проектную деятельность. По экологическому воспитанию детей реализовала следующие проекты: «Огород на окне», «Волшебная водичка», «Формирование экологических представлений дошкольников в процессе природоведческих экспериментов с  растениями».

Считаю, что определенных результатов можно достичь только при совместной работе с родителями. Доказано, что семья и дошкольное образовательное учреждение – одинаково важны для ребенка, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребенка в большой мир. Понимаю, что участие родителей в образовательном процессе важно для полноценного развития ребенка и опираюсь на закон «Об Образовании», где говорится, что родители являются первыми педагогами, поэтому взаимодействие с родителями воспитанников строится на основе сотрудничества. Совместная работа между детским садом и семьей благоприятно отражается на  эмоциональном и психологическом развитии ребенка.

Свое общение с родителями строю на принципах доверия, открытости и взаимопонимания. Использую следующие методы: обсуждение разных видов проблем семейного воспитания; выпускаю буклеты с информацией по психологическому  воспитанию ребенка;   поиск наиболее подходящей формы поведения; развитие чувства педагогического такта; анализ родителями поведения ребенка; обращение к опыту родителей; провожу педагогические беседы; анкетирование.  Перечисленные выше методы помогают делать процесс сотрудничества максимально дифференцированным, а родители становятся активными участниками всей жизни ребенка в группе.  На мой взгляд, все это является доступной формой установления контакта с родителями. Для знакомства родителей со структурой и спецификой занятий, провожу открытые мероприятия с детьми для родителей. На групповых родительских собраниях знакомлю с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Родители наших воспитанников, а также взрослое поколение (бабушки и дедушки) с удовольствием принимают  активное участие в творческих конкурсах и тематических выставках детского сада (выставках рисунков к праздникам, фотовыставках, ярмарках, поделок из различного материала).

Мамы и бабушки с удовольствием учувствуют в театрализованных представлениях, которые в итоге показываем на только в саду, но и в других учреждениях (др. ДОУ, в приюте, в библиотеке, в стар. Дом интернате с. Посольское).

Мне, как педагогу важно, создавать такую среду, при которой дети будут комфортно себя чувствовать, проявлять самостоятельность, инициативность, познавательную активность, где я буду лишь помощником либо сотрудником в «добыче» знаний

Все пособия и игровой материал в группе у меня расположен так, чтобы ребенок мог воспользоваться ими самостоятельно; создано многообразие игровых центров: театральный, физкультурный, социальный, литературный, сенсорный, изо. Такая развивающая среда позволяет  ребенку найти занятие по душе, научиться взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

В своей группе для детей создаю такие условия, в которых им легко развивать культурно-гигиенические навыки (подбор утренней гимнастики, потешек), развивать двигательную активность (через подвижные игры).  Приучаю детей следить за своим здоровьем, обучаю здоровому образу жизни в физкультурных занятиях, динамических паузах, подвижных играх, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и т.д.

Соблюдая все выше перечисленные правила по сохранению здоровья в течении дня, заметно видно, что дети  психически здоровы, более спокойные; с удовольствием выполняют любые поручения воспитателя; заметно снизилось количество заболевающих детей.

В своей работе активно применяю информационные технологии, что позволяет мне более качественно, интересно и на современном уровне строить свою педагогическую деятельность и решать различные педагогические задачи.

Я стараюсь постоянно развиваться и не останавливаюсь на достигнутом. В самообразовании я использую разнообразную литературу и компьютерные технологии для профессионального и личностного роста. Посещаю курсы повышения квалификации, семинары- практикумы, мастер- классы как в своем саду, так и в других, закончила высшее учебное заведение. И я считаю, что общение с другими педагогами (преподавателями, научными руководителями), коллегами, специалистами других сфер (логопед, психолог). На пед. Советах с коллегами мы обмениваемся опытом, мнениями, прислушиваемся к старшим, участвуем в обсуждении психолого-педагогических проблем, внедряем инновации. Все это благотворно влияет на мое развитие.

Анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Так я вижу реальную картину развития ребенка, определяю степень усвоения им образовательной программы.

Из выводов диагностирования я вижу не только динамику в развитии дошкольника, но и могу подобрать индивидуальный подход к ребенку, учитывая его индивидуальные  особенности.

Мониторинг лучше  проводить два раза в год (октябрь и апрель- май). В этом случае наиболее четко будет виден результат развития ребенка.

Мониторинг образовательного процесса я провожу по принципу наблюдения и  анализа продуктов детских видов деятельности. В работе использую игровые задания, тестовые методы,  различные беседы. Данные о результаты записываю в виде таблицы.

Проводя общий анализ своей педагогической деятельности, для себя я сделала общий вывод: если сочетать современные технологии (технология исследовательской деятельности, проектную деятельность) и особенно личностно- ориентированный подход, можно добиться улучшенных положительных результатов в развитии детей.  Так же в улучшении качества образовательного процесса значительную роль играют правильно подобранные методы, формы работы с соответствии возрастным особенностям ребенка, а так же использование наглядных, методических материалов  и средств ИКТ.

Вместе с этим я считаю, что и сама должна постоянно заниматься повышением самообразования. Постоянно пользоваться методической литературой выдающихся педагогов, интересоваться новыми веяньями и внедрять их в работу. Воспитание детей вести совместно с родителями, вовлекать их в образовательную деятельность. От этого работа становится только интересной не только для детей, но и для родителей.

За время своей профессиональной деятельности я участвовала:

1. Реализовала проекты по духовно –нравственному воспитанию «Мы театралы», «Наша Армия»; по экологическому воспитанию «Огород на окне», «Берегите природу», «Формирование экологических представлений дошкольников в процессе природоведческих экспериментов с  растениями».

2. Провела консультации для родителей по темам: «как правильно наказывать ребенка»; «Права и обязанности родителей»; «Правильно ли ты разговариваешь с ребенком?»; «Как воспитать самостоятельность у ребенка»; «Возрастные особенности ребенка»; «Чем занять ребенка дома» и т.д.  

3. Регулярно с детьми принимаем участие в конкурсах ДОУ: «лучший участок»; «необычное оформление участка в новогодней тематике»; «волшебное превращение группы под новый год»; «лучшая открытка Деду Морозу- работы родителей»; «живые овощи- выставка осень».

4. Делюсь опытом: провела мастер- класс в саду для воспитателей «Конструируем самолет из тетрадного листа и картона», занятие по теме: «Три состояния воды»;

5. Исполняю роли в различных детских мероприятиях, веду утренники  в ДОУ.

4 апреля 2017 в 15:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.